Конопля в народной культуре славян

Конопля в народной культуре славян

В славянской легенде, записанной в Купянском уезде, рассказано о том, как первые люди получили хлеб и одежду: из слёз, смешанных с землёй, взятой у райского порога и посеянных Адамом, выросла пшеница, там же, где сеяла Ева, выросла конопля [П. И. 1892: 93]. Слёзы Богородицы, пролитые Ею во время крёстных мук Христа, падали на землю, и там выросла травка клевер (Trifolium arvense), называемая łzy Matki Boskiej (Радзишов Краковское воев. [Udziela 1931: 68]).

Конопля — техническая культура, которую славяне узнали раньше, чем лён. Возделывание Конопли на всех этапах - от сева до тканья полотна - сопровождалось магическими действиями и считалось (за исключением сева) сугубо женским занятием. В верованиях и фольклоре с Коноплёй связывается мотив «жизненных мук» (см. «Житие растений» и предметов): ни одно другое растение не претерпевает столько страданий, превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дёргают, мочат, сушат, треплют, чешут, прядут и т.д.), поэтому песни о «муках» Конопли используются в качестве оберега, сербы с их помощью отгоняют градоносную тучу и т.п.

Перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для Конопли (Могилёвская губ.). Сеяли босиком, молча, сняв шапку, с завязанными глазами, иначе птицы выклюют семена, посеянная Конопля не взойдёт; во время сева нельзя было здороваться и отвечать на приветствие. Чтобы обеспечить белизну волокна Конопли и чтобы семенные головки были крупными, в семена клали яйца, разбрасывали их по полю, закапывали в землю, перед севом ели яйца или яичницу.

Для магического возбуждения вегетации и обеспечения роста Конопли на Рождество, масленицу, в первую неделю Великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы; женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на высокий лен и коноплю» (западные и южные славяне); зажигали костры и прыгали через них — чем выше, тем лучше урожай Конопли (русские, чехи, болгары). Чтобы Конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев самого высокого парня (словаки, болгары); семена Конопли на поле несли на плечах, т.е. высоко (белорусы). Чтобы Конопля выросла густой, тонковолокнистой, выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой.

Конопля имела продуцирующую функцию. Новорождённого перевязывали матками (женская особь конопли с семенами), если же его обвязать плоскунами (мужская особь Конопли без семян), он будет бесплодным. Девочке в первую купель клали Коноплю, чтобы волосы были длинные (чехи). При посещении роженицы приносили с собой одно пасмо Конопли, которое клали в люльку, чтобы ребенок-мальчик был усатым, а девочка «волосата» (сербы).

Чтобы у молодожёнов были дети и у молодой были лёгкие роды, мать клала невесте за пояс семена Конопли, которые во время венчания она высыпала на пол; при нежелании иметь детей невеста брала на венчание «мужскую» Коноплю (сербы). Семенами Конопли посыпали молодых на свадьбе (русские). Чтобы оградить молодых от порчи, им насыпали в обувь семена Конопли, опоясывали стеблями Конопли по голому телу (Моравия, Словакия), раскладывали вокруг невесты стебли Конопли и поджигали (болгары). Молодая, входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм (моравско-словацкое пограничье).

Чтобы покойник не стал вампиром, его покрывали конопляным полотном (сербы), опоясывали поверх рубашки пасмом Конопли, могилу обкладывали Коноплёй или конопляной паклей и поджигали (болгары). Покойника окуривали дымом от Конопли, пепел и остатки Конопли клали в гроб (сербы).

В календарных обрядах Конопля использовалась в качестве оберега и продуцирующего средства. На Благовещение куски конопляного полотна клали на пол по углам избы, поджигали его и окуривали всё вокруг, чтобы гады, выползшие из земли, не заползли в дом (Закарпатье), чтобы уберечься от укуса змеи (Болгария). В Лесковацкой Мораве в Мышиный день (9. XI) молодежь обходила дом со стеблем конопли и изгоняла мышей, а затем собирала все стебли и устраивала из Конопли костёр в центре села. В Подолии на Купалу собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме.

Больше сказаний в книге В.В. Усачева «Магия слова и действия в народной культуре славян».

08.04.2018

Возврат к списку